Форум об Андрее Арсеньевиче Тарковском


Страницы: (24) « Первая ... 16 17 [18] 19 20 ... Последняя »  ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

> Ностальгия
Виктор
Дата 10.01.2011 - 17:43
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1350
Пользователь №: 246
Регистрация: 23.04.2007





Цитата (LGklen @ 10.01.2011 - 14:17)
Но мне кажется - что он вообще забыл об этом.
Он ведь уезжал. И только напоминание по телефону от Эуджении про выступление Доменико в Риме - заставило чужую совесть атеиста  проснуться. Он не знал что у Доменико это дойдет до публичного выступления, где все партии и его ("ты пойдешь со свечой") должны на самом деле быть разыграны.
Ведь мне кажется, это отчетливо показано.
Свечка интересовала его как сокровенный одушевленный подарок от интересного человека, считаемого сумасшедшим, из Италии, которую он привез бы в Москву.

Абсолютно согласен.

Горчаков и понес-то свечу вначале просто как чудачество, воровато озираясь, чтобы его никто не увидел.

Интерес Горчакова к Доменико и некоторое отождествление с ним происходит только в одном ракурсе - это попытка Доменико "спасти" семью от конца света. Так Горчаков начал знакомство: "Извини, я кажется знаю, зачем ты это сделал."- "Что, велосипед?" - "Нет, раньше, с семьей."
Это показано и в сцене открывания двери шкафа на улице: "Ну почему я все время должен об этом думать?" О чем он думал тут же было показано.

Так что, мне кажется, LGklen абсолютно прав - Горчаков и не думал ( до самого последнего момента) переходить басейна ни со свечой, ни без нее.

Хотя реплика Николая насчет "атеиста" верна. "Какой же он сумасшедший, если у него есть вера?" - атеист так не скажет.

Это сообщение отредактировал Виктор - 10.01.2011 - 17:46
PMПисьмо на e-mail пользователюСайт пользователя
Top
Grigoriy
Дата 10.01.2011 - 18:06
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1810
Пользователь №: 347
Регистрация: 16.11.2008





Однако, даже явное приближение смерти УЖЕ не может его остановить – в третий раз. Почему бы…?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
nik
Дата 10.01.2011 - 18:10
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 872
Пользователь №: 28
Регистрация: 25.12.2006





Виктор, лишний раз убеждаюсь, что "Ностальгия" - до такой степени совершенное ПОЭТИЧЕСКОЕ произведение, что как только мы пытаемся вербализовать его смыслы, так оно на глазах начинает таять, как медуза на солнце (помните, в "Сталкере"?).
И одна и та же сцена може иметь самые разные смыслы. Вы вспоминаете сцену со шкафом. Но ведь это - еще один элемент того образного строя, который говорит о взаимопроникновении героев. По крайней мере Горчакова в Доменико - вместо своего отражения Горчаков видит отражение Доменико.
И еще мне очень интересно то, как именно узнает Горчаков о том, что именно произошло с семьей Доменико. Ведь тот ничего об этом не рассказывает! Там начинается что-то вроде "обмена видениями". Горчаков напрямую видит внутренние видения Доменико. Одна капля и одна капля стали уже для этого одной большой каплей. А Вы говорите "забыл"...
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Виктор
Дата 10.01.2011 - 18:22
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1350
Пользователь №: 246
Регистрация: 23.04.2007





Grigoriy
Хороший вопрос, который требует дополнительного размышления.

Сейчас вот обратился к мыслям Дмитрия Афанасьевича из "Киногерменевтики".
Например: "А в «Ностальгии» никто скрытого смысла не искал. Если название — дверь в картину, то в «Ностальгии» критика дальше порога не пошла, споткнувшись о две идеи: пропасть между западной и русской культурами и, собственно, ностальгия."
Если это верно, то мы тоже топчемся где-то у порога (надеюсь, что с внутренней стороны).

Дальше: "Пространство осушенного бассейна в предфинальном эпизоде рифмуется с пространством собора из первого эпизода (моление о ребенке в храме. - В.) и потому приобретает сакральный смысл воображаемого храма. Одна свеча в руках Горчакова рифмуется со множеством свечей в руках молящихся женщин, его смерть — с их просьбами о зачатии. Это отражение — контрастное, меняющее смысл на противоположный."

Отсюда http://www.tarkovskiy.su/texty/Salynskiy/kanon2.html

Если место, где выпивает Горчаков и в самом деле - полузатопленный храм (я как-то упустил это . Николай, Вы уверены в этом?) , то в ассоциативно-интуитивном плане Николай не так уж не прав, утверждая, что эта сцена внутренне связана с проходом через басейн.
Это также подтверждает (опять же - ассоциативно) мое утверждение, что Горчаков стремился в Россию, даже проходя через басейн, попав туда уже посмертно. В сцене в затопленном храме это выражено вполне конкретно: "Это место напоминает мне Россию. Сам не знаю почему".
Таким образом, пересечение басейна - это еще и пересечение границы, которая отделяет Горчакова от России. Здесь, возможно, Григорий, ответ на Ваш вопрос.

Это сообщение отредактировал Виктор - 10.01.2011 - 18:28
PMПисьмо на e-mail пользователюСайт пользователя
Top
nik
Дата 10.01.2011 - 18:54
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 872
Пользователь №: 28
Регистрация: 25.12.2006





Виктор, то, что мы топчемся у порога - это несомненно smile.gif
На то, что выпивает Горчаков в затопленном храме, обращали внимание очень многие (посмотрите по исследованиям, сейчас не помню, но видел это во многих публикациях). Сейчас пересмотрел сцену - сводчатые арки, ниши в стенах под статуи, затопленный ангел, равносторонний крест в круге на стене - все говорит вроде бы о храмовом пространстве.

В мосфильмовском переводе, кстати, фраза о России звучит несколкько иначе: "Здесь как в России, сам не знаю почему". То есть это место - не напоминание о России, а как бы Россия "на случай".
Я не очень понимаю Вашего умозаключения насчет того, что пересечение бассейна - это пересечение границы, отделяющей героя от России. Даже ассоциативно у меня это не складывается...
То, что несение свечи - это горизонтальное движение, на деле являющееся вертикальным (устремление свечи вверх!) - это я понимаю. А почему оно должно даже в символическом плане привести в географическую точку пространства - как сейчас говорят, "не догоняю".
Разве что Россия - это не реальная Россия, а мистический трансцензус, идеал, которого в реальности нет. Но от этой трактовки Вы вроде бы тоже отказались...
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Grigoriy
Дата 10.01.2011 - 19:04
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1810
Пользователь №: 347
Регистрация: 16.11.2008





О «двойничестве» (реализация старой идеи АТ, запечатленной в плане «любительского», 16-мм фильма с Кайд.) много пишет Д.А. Салынский. В связи еще с идеей «заместительной жертвы»… Каж., это в главе «Хронотоп диалога культур», но м.б. и в Сакральном хрон.
Мне так думается, что Вы оба – Николай и Виктор – правы, парадоксальным образом.
«Просто» – нужно различать наше, зрительское знание о героях со знанияМИ самого Горчакова: осознанным, с одной стороны (в ясном поле сознания Г., думается мне, вплоть до третьего прохода НЕ отождествляет себя с Доменико), – и интуитивное (осознавание своего с Д. тождества, необходимости выполнить ЕГО, Доменико, миссию)! В третий раз Горчаков ведом уже ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО этим – интуитивным пониманием (для АТ, ученика здесь Достоевского, это и единственно подлинное знание!)
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Grigoriy
Дата 10.01.2011 - 19:11
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1810
Пользователь №: 347
Регистрация: 16.11.2008





Имхо.
Горчаков – даже интуитивно – не идет в Россию, как ее ни толкуй…
Он «просто» выполняет свое обещание Доменико: сделать это

И в результате он сподобляется всё же получить «кусочек России», но не как достигнутую цель, а как Дар
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Виктор
Дата 10.01.2011 - 20:07
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1350
Пользователь №: 246
Регистрация: 23.04.2007





nik
Если помнить сцену в храме, где пономарь отвечает на вопрос "а что должно произойти": "всё, что ты пожелаешь, всё, что тебе нужно". Если это перенести на проход по басейну, то, с одной стороны, он «просто» выполняет свое обещание Доменико: сделать это, а с другой - всей душой стремится в Россию. Вот и попал туда, как и желал. Только Россия эта - уже не столько географическая точка, сколько состояние.


Grigoriy
Вот еще мысль у Дмитрия Афанасьевича: "...можно сказать, что герой движется в пространстве сна где-то между Россией и Италией, и не столько «въезжает» в действие в Италии, сколько просыпается в Италии — что, собственно, и означает начало действия; но реальным перемещением в пространстве это вряд ли можно считать..."
Вот тут можно вспомнить то, о чем мы говорили в частном разговоре. Горчаков находится в состоянии комы. Можно сказать, что это кома духовная, и вся эта схлопнутая, душная атмосфера Италии - как бы материализация этого коматозного состояния.
Но мне ближе все же состояние реальной (физической) комы, а то, что происходит в Италии - это то, что видит Горчаков внутренним взором во время комы.
Поэтому, когда Дмитрий Афанасьевич говорит, что "реальным перемещением в пространстве это вряд ли можно считать...", то я воспринимаю это буквально как выпадение Горчакова в Италию - инфернальное пространство коматозного состояния.

(Николай, боюсь, что для Вас это будет уже совсем ни в какие ворота.)

Это сообщение отредактировал Виктор - 10.01.2011 - 20:19
PMПисьмо на e-mail пользователюСайт пользователя
Top
Grigoriy
Дата 10.01.2011 - 20:19
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1810
Пользователь №: 347
Регистрация: 16.11.2008





Я бы сказел так:
То, КУДА он попадает, это не совсем Россия, в которую он так стремился.
Место, отчасти похожее на Россию…

К сож., не могу здесь обсуждать этот образ комы. Но постоянно подчеркиваю свою здесь с Вами полную солидарность и благодарю за «подсказку» невольную(!) к моей теме: Горчаков = почти уже умерший Алексей…
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Виктор
Дата 10.01.2011 - 20:23
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1350
Пользователь №: 246
Регистрация: 23.04.2007





Цитата (Grigoriy @ 10.01.2011 - 17:19)
Я бы сказел так:
То, КУДА он попадает, это не совсем Россия, в которую он так стремился.
Место, отчасти похожее на Россию…


Поэтому я и говорил вначале разговора о последнем кадре как острове с "Соляриса". Поскольку остров "Соляриса" - это тоже не совсем Земля, а "Место, отчасти похожее на..."
Естественно, с некоторыми существенными оговорками, которые Вы позже озвучили.
PMПисьмо на e-mail пользователюСайт пользователя
Top
Grigoriy
Дата 10.01.2011 - 20:24
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1810
Пользователь №: 347
Регистрация: 16.11.2008





Да… тут не как таковая Италия важна. И совсем не «бездуховно-инфернальный» Запад.
А то, что герой в коматозном состоянии. И вокруг него атмосфера, ТОЛЬКО РАСПОЛАГАЮЩАЯ, благоприятствующая ЭТОМУ его состоянию…
И будит (воскрешает для ДРУГОЙ, чем у Алексея смерти!) – всё же не Доменико! Тут я с Виктором полностью согласен!!!
Доменико подсказывает, КАК надо умереть… Но у самого героя нет собственных сил ни для чего!
Тут я бы просил Виктора пояснить, чтО такое кома как медиц.феномен!
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Grigoriy
Дата 10.01.2011 - 20:28
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1810
Пользователь №: 347
Регистрация: 16.11.2008





Против ряда структурных совпадений 2 финалов я и не спорил бы…
Я категорически НЕ согласен с аналогией! Т.е. с содержательно-смысловыми параллелями.

Крис действительно (не важно: во сне или наяву) достигает ПОЛНОТЫ!
Но в Солярисе нет того, что занимает АТ (всё сильнее от фильма к фильму) в посл.его 4 фильмах. Нет проблемы веры. Веры КАК проблемы!
Не случайно (хотя и совсем не осознанно) героиню зовут Хари.
Ведь харис по-гречески – это благодать
: )
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Виктор
Дата 10.01.2011 - 20:55
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1350
Пользователь №: 246
Регистрация: 23.04.2007





Grigoriy
Именно эти существенные оговорки я и имел в виду.

Теперь немного о коме (по просьбе Григория). Это состояние, когда целого организма практически не существует, есть только отдельные САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ функции отдельных органов и систем: легкие дышат (или "дышит" аппарат ИВЛ), сердце качает кровь, мозг работает в своем автономном режиме, перистальтика кишечника отдельно.
Особенностью комы является то, что из этого состояния без ВНЕШНЕГО воздействия только внутрениими усилиями выйти невозможно. Для этого ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо ВНЕШНЕЕ воздействие.

Что послужило таким внешним воздействием в "Ностальгии", на мой взгляд, и подсказывает заключительный титр.
PMПисьмо на e-mail пользователюСайт пользователя
Top
Виктор
Дата 10.01.2011 - 21:02
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1350
Пользователь №: 246
Регистрация: 23.04.2007





Виктор
Горчаков весь фильм "живет" по логике комы: он ходит, говорит, лежит, дышит, общается, но все это разбалансировано, каждое действие само по себе. Единственное цельное состояние, которое проходит красной нитью по всему фильму это - вырваться из этой "Италии", из этого коматозного состояния. Вырваться обратно, в "Россию", в жизнь.

Это сообщение отредактировал Виктор - 10.01.2011 - 21:03
PMПисьмо на e-mail пользователюСайт пользователя
Top
Grigoriy
Дата 10.01.2011 - 21:03
Цитировать сообщение
Offline



Эксперт
********

Профиль
Группа: Совет форума
Сообщений: 1810
Пользователь №: 347
Регистрация: 16.11.2008





Благодарю от души!
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Опции темы Страницы: (24) « Первая ... 16 17 [18] 19 20 ... Последняя » Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0184 ]   [ Использовано запросов: 14 ]   [ GZIP включён ]